Трайбл / Трайбл Фьюжн

Трайбл
Трайбл или American Tribal Style® — это система танцевальной импровизации в группе, созданная Каролиной Нериккио и её коллективом «FatChanceBellyDance®».

У истоков этого стиля танца стоят Джамила Салимпур и Бал-Анат. Джамила Салимпур училась танцевать по рассказам своего отца, которому не раз доводилось смотреть представления народа Гавази во время службы в Египте. Многое ей объясняла их египетская домовладелица, другие знания Джамила черпала из фильмов. В начале 1950-ых годов она стала преподавать танец живота сама, но будучи самоучкой, она не знала что и как давать, так что всё сводилось к тому, что ученицы просто заучивали её танец. В 1960-ых годах Джамила переехала в Сан-Франциско, штат Калифорния, США и стала совладелицей кабаре «Багдад» на Бродвее. У танцовщиц из Средней Азии, нанятых для работы в заведении, она многому научилась и сумела каталогизировать движения, которые они использовали в своих представлениях. Так Джамила заложила основу трайбла.

Создание Бал-Анат можно отнести к 1968 году. Тогда ученики Джамилы стали уезжать на проходившую тогда в Северной Калифорнии «Ярмарку Возрождения» («Renaissance Pleasure Faire» — официальный сайт ярмарки), чтобы выступать там с импровизированными сольными номерами. Это подтолкнуло Джамилу к организации труппы под названием Бал-Анат для подготовленных выступлений своих учеников. Это было варьете, где американские студенты Джамилы представляли танцы и музыку Египта, Марокко, Турции, танец Улед Найль (Алжир). В 1973 году к труппе присоединился юный Джон Комптон. Он исполнял мужской танец с подносом.

В 1970 году одна из учениц Джамилы по имени Маша Арчер покинула её, отучившись у девушки 2,5 года, дабы создать собственную труппу — San Francisco Classic Dance Troupe. Её взгляды на танец, его стиль и подача отличались от общественного мнения о восточных танцах. Маша считала, что сам танец и женщины, его исполняющие, достойны большего, но в то время ей приходилось мириться с неуважением к танцовщицам со стороны владельцев клубов. В течение 7 лет Каролина Нериккио обучалась у Маши Арчер в шутку называя её стиль танца живота «трайбл Ар-Нуво» из-за своеобразных костюмов, которые по задумке Маши отражали связь с европейским искусством. Её труппа выглядела необычно, напоминая разные восточные племена. Маша отказалась от использования сугубо арабской музыки и выступлений в ресторанах, предпочитая разные культурные события и разнообразную музыку, как фольклорную, так и классическую.

Трайбл ФьюжнКаролина Нериккио занималась у Маши Арчер с 14 лет. В 1987 году она организовала собственную труппу, которую назвала Fat Chance Belly Dance®. Каролина взяла у Джамилы концепцию племенного танца, когда танцоры стоят в хоре в форме полумесяца и спонтанно выходят в центр, чтобы выступить, а у Маши концепцию единообразия костюмов для выступающих одновременно. Кроме того высоко поднятая грудь танцовщицы также отсылает к Маше Арчер. Каролина использует в основном музыку народов Северной Африки и Средней Азии, а движения танца сохраняет практически в оригинальном виде. В статье об истории АТС Каролина отметила, что хотела бы видеть танцовщиц на большой сцене в достойных условиях, но она понимает, что в этом случае определённая часть танца будет утеряна, то есть важной составляющей АТС всегда было взаимодействие со зрителями.

Стилистику современного АТС можно охарактеризовать как смесь египетского танца живота, традиционных индийский танцев и фламенко. Основополагающий принцип исполнения — это синхронная импровизация. Танец исполняется танцовщицами в группах от 2 до 4 человек. Группы спонтанно формируются из стоящего позади хора. В солирующей группе впереди слева находится ведущая танцовщица. Существует довольно обширный словарь движений и перестроений, который знает каждая танцовщица. Синхронность действий достигается постоянной невербальной коммуникацией между выступающими. Поэтому часто со стороны это выглядит, как постановка.

Так же, возможен танец от лица мужчины. Движения от женских могут весьма отличаться.

В качестве аккомпанемента используются сагаты и фольклорная, а также современная музыка. Чаще всего одновременно, иногда только сагаты. Существует несколько базовых ритмов, некоторые из которых исполняются только с определённым движением из танцевального словаря. Сагаты также иногда используются в трайбл фьюжн.

Костюм танцовщицы для АТС:
  1. Две юбки, каждая в 25 ярдов (22,8 метров) по подолу.
  2. Широкие шаровары с кокеткой.
  3. Чёрное бархатное или яркое раджастанское чоли (блуза).
  4. Пояс с помпонами.
  5. Набедренный платок.
  6. Лиф, расшитый монетами и цепями завязывающийся на шее.
  7. Обилие массивных украшений на руках, шее и голове.
  8. Красивая причёска, как правило, с цветами.
Мужчины подбирают наряд индивидуально, но так, чтобы он соответствовал культуре танца.

Многие танцовщицы делают масштабные яркие татуировки и тянут небольшие тоннели.

Гипюровое, или сделанное из сетки чоли, сетчатые рукава на запястьях, также относятся к костюму трайбл фьюжн.

Костюм для Трайбл ФьюжнаТанцевальный стиль трайбл фьюжн основан на АТС. Идея ТФ в том, что исполнительница выражает себя, смешивая элементы и стилистику близких ей стилей танца с базой АТС. Fusion — с англ. «смесь». ТФ — это огромное поле для творчества, но первостепенным остаётся трайбл. Отличительными чертами ТФ от стилизованного под него шоу-беллиданса считаются обязательное знание базы движений, характерная постановка корпуса и рук. Включает как индивидуальную импровизацию (в том числе соло под живые барабаны) и постановку, так и групповую постановку.

Существует несколько основных направлений трайбл фьюжн:

Индийский трайбл фьюжн
Фьюжн с Бхаратанатьям, Кучипуди, Одисси и других классических индийских танцев.

Трайблеск
Фьюжн с элементами образов, характерных для водевиля и оперетт в стиле Бурлеск. В хореографии или образе часто присутствует небольшая комическая история.

Трабарет
Фьюжн с кабаре-беллидансом, Ракс Шарки. Движения более расслабленные. В отделке костюма могут использоваться стразы, пайетки и другие атрибуты костюма для классического танца живота.

Трайбл-фламенко
Фьюжн с элементами фламенко.

Винтаж трайбл
Чаще всего узнаваемая стилистика 1920-ых годов.

Славянский, украинский и белорусский трайбл
Фьюжн с элементами русских, украинских, белорусских народных танцев. Первопроходцами считаются коллективы «Серебряная Ночь», «Уйбаба», «Джа Сурья».

Импровизационный трайбл, Improvisational Tribal Style, Group Improvisation Stile
ITS (произносится «АйТиЭс») — это фьюжн базы АТС с личным стилем исполняющего коллектива. Суть в том, что отдельный коллектив разрабатывает собственный словарь движений, может дополнять правила перестроений на основе словаря и правил ATS, изменять костюмы ATS вплоть до трайбл фьюжн. В данном стиле, в отличие от ATS, не обязательно играть на сагатах. Импровизировать таким образом возможно только в своей группе. Существует множество первооткрывателей данного стиля. Наибольшую популярность приобрели такие коллективы, как «Унмата», коллектив Каджиры Джумани, «Wild Card» и так далее.

В 2007 году тремя пионерами российского трайбла — Светланой Дворецкой, Ниафой и Ксенией Харридан была основана Российская Федерация Трайбла (РФТ). На сегодняшний день — это крупнейшее объединение трайбл-танцоров в России. Руководителями РФТ являются Светлана Дворецкая и Ниафа.

В 2008 году РФТ провела Первый фестиваль трайбла в Москве, который впоследствии стал ежегодным, и сейчас является самым крупным трайбл-мероприятием в России.

В 2008 году в Москве Светланой Дворецкой основана трайбл-студия «Уйбаба» и начато преподавание Аmerican Тribal Style® и трайбл фьюжн. Из этой школы впоследствии взяли старт очень многие известные имена российского трайбла: Полина Шандарина, Татьяна Левыкина, Леляна Станишевская, Екатерина Коновалова и так далее.

Королева Трайбл Фьюжна Рэйчел БрайсВ 2009 году Трайбл-Сообщество России обрело двоих сертифицированных преподавателей АТС: Оксана Песляк (Санкт-Петербург) и Светлана Дворецкая (Москва) и соответственно две Fat Chance Belly Dance® Sister Studio® — «Сирин Трайб» в Санкт-Петербурге и «Уйбаба» в Москве. С этого года Светлана Дворецкая начинает проведение интенсивов по ATS в различных городах России. На данный момент эти интенсивы являются основным способом обучения российских исполнителей ATS в регионах. В 2009 году в Москве группа танцовщиц, отделившаяся от Российской Федерации Трайбла, создала коллектив «Трайбл Мафия». В 2012 году была основана одноимённая студия. В школе преподаётся Аmerican Тribal Style®, Tribal Fusion, Improvisational Tribal Style, основы контемпорари и индийского стиля Одисси. Среди преподавателей школы такие звёзды трайбла, как Леляна Станишевская, Полина Шандарина, Эля Гарибова, Екатерина Дёмина, а также педагог и танцор известной компании Дениса Бородицкого (BDDC) — Антон Ярцев.

В 2010 году Российская Федерация Трайбла присвоило Центру Трайбл-культуры в Санкт-Петербурге (руководитель Оксана Песляк) звание «Трайбл-Школа 2010».

В 2010 году Ниафой основан Южный Трайбл-Центр в городе Краснодар. Это объединение трайбл-коллективов южных регионов России. Входит в РФТ.

В 2012 году в Берне, Швейцария, Екатерина Дёмина (Tribal Mafia) получила статус Fat Chance Belly Dance® Sister Studio® для школы-студии Tribal Mafia.

С тех пор в разных городах было проведено множество фестивалей, включающих обучающие сессии, мастерклассы по АТС и трайбл фьюжн, в том числе с участием преподавателй FCBD, иностранных звёзд ТФ, таких как Шэрон Кихара, Ками Лиддл, Марди Лав, Унмата и других. В 2013 году по приглашению РФТ Россию посетила «королева трайбл-фьюжна» Рэйчел Брайс.

Философия трайбла не приемлет конкурсы в любых проявлениях. Они ведут к разобщению и шаблонности.

Хоссам Рамзи о конкурсах в танце живота:
Конкурсы — это машина для привлечения денег и поле столкновения интересов организаторов и тех, кого они наметили в свои противники. Остальные люди ни при чём. Никто не может Вам запретить соревноваться. Идите! Но всегда помните, что конкурсы не имеют к искусству никакого отношения.
  • Яндекс.Метрика