Индийский Классический Танец

Индийский Классический Танец
Индийский классический танец — форма индийского исполнительского искусства, берущая свои истоки в Натье — священном индуистском музыкально-танцевальном стиле, теоретическая основа которого была заложена в трактате Бхараты Муни «Натьяшастра» (IV век до нашей эры — II век нашей эры).

Помимо собственно танца — нритты, Натья включает в себя пение и абхинаю — искусство мимики. При помощи языка жестов — мудры — исполнитель имеет возможность не только выразить свои эмоции, но и рассказать зрителю историю, передать определённые, в том числе отвлечённые понятия. Несмотря на такую особенность классических индийских стилей, из-за отсутствия эквивалентного синтетического термина в европейской культуре, британские колониальные власти называли любые формы индийского исполнительного искусства «танцами», что в дальнейшем и закрепилось в европейской практике.

Определение «классический» (санскр. Шастрия) было введено сравнительно недавно Национальной Академией Исполнительского Искусства специально для обозначения стилей исполнительского искусства, базирующихся на принципах «Натьяшастры». В настоящее время эта Академия присвоила статус «классический» восьми танцевальным стилям: Бхаратанатьям, Катхак, Катхакали, Кучипуди, Манипури, Мохиниаттам, Одисси и Сатрия, в то время как энциклопедия «Британника» упоминает только о шести признанных школах.

Особенности этих стилей

«Агама Нартанам» — исполнявшийся внутри священного храма, относится к ритуальному танцу. «Натьяшастра» определяет этот тип танцевальной формы как танец душевного освобождения — «марги», отличный от чисто развлекательной формы «деси». Из всех классических стилей только два танца — бхаратанатьям и одисси — относятся к этому виду. Они наиболее последовательно придерживаются принципов «Натьяшастры» и в настоящее время не включают в себя диалоги (ваачика-абхиная), хотя некоторые стили бхаратанатьям, такие как мелаттур, и используют некоторые схожие с абхинаей движения губ и глаз.

Нритты (собственно танцевальные комбинации) «марги» — состоят из элементов карана, в то время как нритты танцев, относящихся к «деси», состоят преимущественно из адаву.

«Чарнатакам» — танцы, исполнявшиеся при королевском дворе под аккомпанемент классической музыки и считавшиеся интеллектуальной формой искусства.

Катхак — появившийся как придворный танец, впоследствии дал основу танцевальному стилю «гарба». Во времена Великих Моголов он испытал влияние персидского танца: так, вместо согнутых коленей, типичных для других классических танцев, «катхак» выполняется на вытянутых ногах. Его отличают сложная работа ног, вращения и использование абхинаи.

Индийский Классический Танец — БхаратанатьямКатхакали и восточные стили сатрия и манипури, который согласно легенде, происходит от «Раса-лила» — танцы Кришны и его возлюбленной Радхи, относятся к форме «Дарбари-аттам». Также до недавнего времени к этой форме относились мохини-аттам и кучипуди, классический танец Андхра-Прадеш, который также включает в себя движения губ и глаз ваачика-абхиная.

Катхакали исполняется мужчинами и использует принципы «Натьяшастры» в наименьшей степени.

Танцевальное искусство телугу — недавно возрождённые танцевальные стили Андхра-Прадеш Андхранатьям и Виласининатьям (Виласининритьям), как и классический танец Керала Кераланатьям, также содержат элементы и технику, связанные с принципами «Натьяшастры», однако официально классическими стилями не признаются, так же как и бхаратанритьям, который считается ответвлением классического стиля бхаратанатьям.

Есть в Индии и организации, занятые продвижением классических танцевальных форм и проводящие различные танцевальные мероприятия в Южной части страны. Называются они сабхи. Одна из таких сабх, специализирующихся на классических танцевальных стилях — «Ганамукундхаприя».
  • Яндекс.Метрика