Беллиданс / Восточный Танец / Танец Живота

Беллиданс / Восточный Танец / Танец Живота
Восточный Танец / Танец Живота (Беллиданс) — западное название танцевальной техники, распространённой на Ближнем Востоке и в арабских странах. На арабском языке он известен как Ракс Шарки (араб. رقص شرقي: восточный танец), на турецком — как Oryantal dansı, то есть «восточный танец». Своеобразие восточного танца живота — в его пластичности.

Танец живота во многом навеян мифами о Востоке, восточными красавицами (Саломея), одалисками и баядерками, который был воплощён в XX веке на основе синтетической танцевальной техники: европейское кабаре (бурлеск) XIX—XX веков, цыганский танец гавази (проникший в Египет из Индии в X веке) и местные арабские танцевальные традиции (ритмичные покачивания бёдрами), которые были существенно приглушены многовековым господством ислама. Главным аргументом в пользу современного происхождения танца живота является тот факт, что арабские народные танцы имели коллективный характер, а исламский дресс-код является несовместимым с нарядом исполнительницы танца живота.

Тем не менее, на Ближнем Востоке в доарабскую эпоху существовала танцевальная культура, о которой в отрывочной форме повествует Библия. Так в эпоху Судей (Бронзовый век) «девицы Силомские плясали в хороводах» (Суд. 21:21). Вернувшийся от филистимлян Давид «скакал и плясал» (2Цар. 6:16) так, что льняной ефод подлетал очень высоко (2Цар. 6:20) перед ковчегом Завета под аккомпанемент цитр, кимвалов, тимпанов и псалтырей. На дне рождения Ирода Антипы плясала дочь Иродиады Саломея (Мф. 14:6), которая потребовала за свой танец голову Иоанна Крестителя (Мф. 14:8).

Мужчины в Восточном ТанцеПервое шоу с восточными танцовщицами было показано в Париже, Франция, в 1889 году.

В 1926 году ливанская актриса и танцовщица Бадия Масабни открыла ночной клуб «Opera Casino» в Каире, Египет, по образу и подобию европейских кабаре того времени. Считается, что именно она создала танец живота в его классическом виде, совместив европейский сольный танец с восточным колоритом. Бадия Масабни ввела в танец змеевидные движения руками. Воспитанницами Бадеи Масабни стали легендарные звёзды восточного танца: Самия Гамаль, Зейнаб Ибрагим Махфуз, Тахия Кариока и Абла Мухаммед Карим. Первая начала исполнять танец живота на каблуках, а вторая внесла в него элементы латиноамериканских ритмов.

Огромный вклад в танец живота привнёс основатель собственной группы Махмуд Реда, поставивший множество прекрасных танцев и направлений (в том числе знаменитый Александрийский танец). Из его труппы выходили такие звёзды как Ракия Хасан и Фарида Фахми.

Танец живота в экономике Египта стоит сразу после прибыли от разрешения судоходства по Суэцкому каналу, туристического кластера, экспорта нефти и хлопка и, по разным оценкам, приносит в египетскую казну от 250 до 400 миллионов долларов ежегодно. Исполнительниц танца живота обязали платить налоги, так как по мнению руководства страны девушки, исполняющие эти танцы на сцене, зарабатывали ни чуть не меньше киноактёров или певцов.

Существует более 50 стилей восточного танца, выделяют также следующие направления:
  • Египетская школа (араб. رقص بلدي, ракс беледи, народный танец) — более целомудренная версия танца живота в закрытых нарядах с более плавными движениями.
  • Арабская школа (халиджи) — танец волос, получивший своё название по характерным взмахам распущенных волос.
  • Турецкая школа (тур. Çiftetelli, чифтетелли) — более чувственная, костюмы более откровенные, приняты танцы на столе, общение во время танца с зрителями, в наше время примерами является танец с шестом.
На танец живота повлиял арабский народный танец дабка (англ. Dabke, коллективный танец с подскоками, похожий на кельтскую джигу).

В некоторых видах танца живота могут использоваться следующие аксессуары:
  1. Трость (танец саиди, родственный мужскому военному танцу тахтиб).
  2. Бубен (шаманский танец нубия).
  3. Огонь.
  4. Сабли.
  5. Сагаты (маленькие металлические диски, которые надеваются на большой и средний палец руки).
  6. Крылья.
  7. Веера.
  8. Маленькие барабанчики.
  9. Мелайа (александрия).
  10. Канделябр (шамадан).
  11. Змея (удав).
Костюм для танца живота имеет название — бедла. Классическими его элементами являются лиф, пояс и широкая юбка, часто с разрезом на бедре. Костюм для консервативной публики подразумевает закрывающую вуаль для живота, рук и волос. Вместо юбки иногда могут надеваться шаровары. Весь костюм украшается бисером, стразами, монистами или жемчугом. Украшения играют большую роль, поскольку они привлекают внимание, завораживают взгляд и сообщают танцу колорит восточной медитативности. Часто ракс шарки танцуют с большим прямоугольным платком.

В настоящее время танец живота развивается и на территории России в трёх направлениях:
  • Костюм для БеллидансаКлассический танец живота, адаптированный в формат тренировки, цель — оздоровление, поддержание хорошей физической формы. Такой подход даёт хорошую базовую подготовку по танцу живота, но не рассматривает его с точки зрения искусства.
  • Танцевально-двигательная терапия с элементами танца живота. Это направление не даёт танцевальной подготовки, но совершенствует понятия о танце с точки зрения психологии, искусства, философии, энергетики, помогает индивидуальности раскрыться.
  • Примерно до 2001 года индустрия арабского танца вела «подвальное существование». Эволюционируя и развиваясь, арабский танец в нашей стране был официально признан. В 2001 году танец живота влился в структуру Общероссийской Танцевальной Организации (ОРТО), сформировалась федерация танца живота, которая стала проводить ежегодные конкурсы. В 2005 году из федерации выделилась Лига профессионалов танца живота, произошло разделение на любителей и профессионалов.
Профессиональные танцовщицы России и СНГ часто ездят работать по контракту в Египет и другие страны. Татьяна Федяева-Нур (что в переводе означает «Свет»), к примеру, добилась признания и завоевала сердца арабской публики. В Египте она единственная сумела получить титул «Фанана», который можно перевести с арабского как «Мэтр», «Артистка». Российские звёзды танца живота уверяют, что без работы на контракте практически нельзя научиться правильно исполнять арабский стиль танца. Необходимо пожить среди арабов, понять их обычаи, манеру поведения, выучить язык, чтобы понимать смысл арабских песен. Однако обычный российский зритель не являющийся поклонником арабского фольклора и стиля, не может, как арабы «смотреть один и тот же танец в одном и том же костюме в течение полугода» (Ирина Попова). Поэтому популярность и успех у зрителей одних и тех же танцовщиц на российской и арабской сцене, могут быть различными.
  • Яндекс.Метрика