Беллиданс / Восточный Танец / Танец Живота

Восточный Танец / Танец Живота (Беллиданс) — западное название танцевальной техники, распространённой на Ближнем Востоке и в арабских странах. На арабском языке он известен как Ракс Шарки (араб. رقص شرقي: восточный танец), на турецком — как Oryantal dansı, то есть «восточный танец». Своеобразие восточного танца живота — в его пластичности.
Танец живота во многом навеян мифами о Востоке, восточными красавицами (Саломея), одалисками и баядерками, который был воплощён в XX веке на основе синтетической танцевальной техники: европейское кабаре (бурлеск) XIX—XX веков, цыганский танец гавази (проникший в Египет из Индии в X веке) и местные арабские танцевальные традиции (ритмичные покачивания бёдрами), которые были существенно приглушены многовековым господством ислама. Главным аргументом в пользу современного происхождения танца живота является тот факт, что арабские народные танцы имели коллективный характер, а исламский дресс-код является несовместимым с нарядом исполнительницы танца живота.
Тем не менее, на Ближнем Востоке в доарабскую эпоху существовала танцевальная культура, о которой в отрывочной форме повествует Библия. Так в эпоху Судей (Бронзовый век) «девицы Силомские плясали в хороводах» (Суд. 21:21). Вернувшийся от филистимлян Давид «скакал и плясал» (2Цар. 6:16) так, что льняной ефод подлетал очень высоко (2Цар. 6:20) перед ковчегом Завета под аккомпанемент цитр, кимвалов, тимпанов и псалтырей. На дне рождения Ирода Антипы плясала дочь Иродиады Саломея (Мф. 14:6), которая потребовала за свой танец голову Иоанна Крестителя (Мф. 14:8).
Первое шоу с восточными танцовщицами было показано в Париже, Франция, в 1889 году.
В 1926 году ливанская актриса и танцовщица Бадия Масабни открыла ночной клуб «Opera Casino» в Каире, Египет, по образу и подобию европейских кабаре того времени. Считается, что именно она создала танец живота в его классическом виде, совместив европейский сольный танец с восточным колоритом. Бадия Масабни ввела в танец змеевидные движения руками. Воспитанницами Бадии Масабни стали легендарные звёзды восточного танца: Самия Гамаль, Тахея Кариокка и Абла Мухаммед Карим. Первая начала исполнять танец живота на каблуках, а вторая внесла в него элементы латиноамериканских ритмов.
Огромный вклад в танец живота привнёс основатель собственной группы Махмуд Реда, поставивший множество прекрасных танцев и направлений (в том числе знаменитый Александрийский танец). Из его труппы выходили такие звёзды как Ракия Хасан и Фарида Фахми.
Танец живота в экономике Египта стоит сразу после прибыли от разрешения судоходства по Суэцкому каналу, туристического кластера, экспорта нефти и хлопка и, по разным оценкам, приносит в египетскую казну от 250 до 400 миллионов долларов ежегодно. Исполнительниц танца живота обязали платить налоги, так как по мнению руководства страны девушки, исполняющие эти танцы на сцене, зарабатывали ни чуть не меньше киноактёров или певцов.
Существует более 50 стилей восточного танца, выделяют также следующие направления:
В некоторых видах танца живота могут использоваться следующие аксессуары:
В настоящее время танец живота развивается и на территории России в трёх направлениях:
Танец живота во многом навеян мифами о Востоке, восточными красавицами (Саломея), одалисками и баядерками, который был воплощён в XX веке на основе синтетической танцевальной техники: европейское кабаре (бурлеск) XIX—XX веков, цыганский танец гавази (проникший в Египет из Индии в X веке) и местные арабские танцевальные традиции (ритмичные покачивания бёдрами), которые были существенно приглушены многовековым господством ислама. Главным аргументом в пользу современного происхождения танца живота является тот факт, что арабские народные танцы имели коллективный характер, а исламский дресс-код является несовместимым с нарядом исполнительницы танца живота.
Тем не менее, на Ближнем Востоке в доарабскую эпоху существовала танцевальная культура, о которой в отрывочной форме повествует Библия. Так в эпоху Судей (Бронзовый век) «девицы Силомские плясали в хороводах» (Суд. 21:21). Вернувшийся от филистимлян Давид «скакал и плясал» (2Цар. 6:16) так, что льняной ефод подлетал очень высоко (2Цар. 6:20) перед ковчегом Завета под аккомпанемент цитр, кимвалов, тимпанов и псалтырей. На дне рождения Ирода Антипы плясала дочь Иродиады Саломея (Мф. 14:6), которая потребовала за свой танец голову Иоанна Крестителя (Мф. 14:8).

В 1926 году ливанская актриса и танцовщица Бадия Масабни открыла ночной клуб «Opera Casino» в Каире, Египет, по образу и подобию европейских кабаре того времени. Считается, что именно она создала танец живота в его классическом виде, совместив европейский сольный танец с восточным колоритом. Бадия Масабни ввела в танец змеевидные движения руками. Воспитанницами Бадии Масабни стали легендарные звёзды восточного танца: Самия Гамаль, Тахея Кариокка и Абла Мухаммед Карим. Первая начала исполнять танец живота на каблуках, а вторая внесла в него элементы латиноамериканских ритмов.
Огромный вклад в танец живота привнёс основатель собственной группы Махмуд Реда, поставивший множество прекрасных танцев и направлений (в том числе знаменитый Александрийский танец). Из его труппы выходили такие звёзды как Ракия Хасан и Фарида Фахми.
Танец живота в экономике Египта стоит сразу после прибыли от разрешения судоходства по Суэцкому каналу, туристического кластера, экспорта нефти и хлопка и, по разным оценкам, приносит в египетскую казну от 250 до 400 миллионов долларов ежегодно. Исполнительниц танца живота обязали платить налоги, так как по мнению руководства страны девушки, исполняющие эти танцы на сцене, зарабатывали ни чуть не меньше киноактёров или певцов.
Существует более 50 стилей восточного танца, выделяют также следующие направления:
- Египетская школа (араб. رقص بلدي, ракс беледи, народный танец) — более целомудренная версия танца живота в закрытых нарядах с более плавными движениями.
- Арабская школа (халиджи) — танец волос, получивший своё название по характерным взмахам распущенных волос.
- Турецкая школа (тур. Çiftetelli, чифтетелли) — более чувственная, костюмы более откровенные, приняты танцы на столе, общение во время танца с зрителями, в наше время примерами является танец с шестом.
В некоторых видах танца живота могут использоваться следующие аксессуары:
- Трость (танец саиди, родственный мужскому военному танцу тахтиб). (подробнее об этом народе и танце на этой странице).
- Бубен (шаманский танец нубия).
- Огонь.
- Сабли.
- Сагаты (маленькие металлические диски, которые надеваются на большой и средний палец руки) (подробнее о них на этой странице).
- Крылья.
- Веера.
- Маленькие барабанчики.
- Мелайа (александрия).
- Канделябр (шамадан).
- Змея (удав).
В настоящее время танец живота развивается и на территории России в трёх направлениях:
Классический танец живота, адаптированный в формат тренировки, цель — оздоровление, поддержание хорошей физической формы. Такой подход даёт хорошую базовую подготовку по танцу живота, но не рассматривает его с точки зрения искусства.
- Танцевально-двигательная терапия с элементами танца живота. Это направление не даёт танцевальной подготовки, но совершенствует понятия о танце с точки зрения психологии, искусства, философии, энергетики, помогает индивидуальности раскрыться.
- Примерно до 2001 года индустрия арабского танца вела «подвальное существование». Эволюционируя и развиваясь, арабский танец в нашей стране был официально признан. В 2001 году танец живота влился в структуру Общероссийской Танцевальной Организации (ОРТО), сформировалась федерация танца живота, которая стала проводить ежегодные конкурсы. В 2005 году из федерации выделилась Лига профессионалов танца живота, произошло разделение на любителей и профессионалов.